Не существует какой-то единственно возможной бизнес-модели… На самом деле есть масса возможностей и вариантов, и нам просто нужно найти их все.
Тим О’Рейли, генеральный директор, O’Reilly
По своей работе часто встречаются профессиональные люди в своих нишах, которые хотят запустить свой проект, но не знают с чего начать. Мыслей много, все путается, а в итоге все стоит на месте. Здесь на помощь приходит структурирование всего, что у них там в голове.
Вариантов структурировать информацию есть несколько:
- Найти партнёра с административным типом мышления, который будет формулировать идеи и задачи, и переносить все это из головы на бумагу.
- Найти коуча (помощника), который поможет все это реализовать.
- Самоменеджмент – у творческих людей, людей, которых можно характеризовать «Бегу туда-сюда, не зная куда» с этим проблемы. Тут поможет только опыт. От рутинной работы никуда не уйти на старте.
Для чего нужно формулировать и описывать на бумаге тот проект, который у вас в голове?
Когда у человека все в голове, в большинстве случаев, он не понимает с чего начать. Он не понимает, на какую аудиторию направлен его продукт/услуга. Ответом является: — «Можно это продавать мужчинам и женщинам от 18 до 65 лет», в переводе – всем. Для старта нишевого проекта это плохой план. Или вам говорят «Ну, чтобы начать что-то делать мне нужен сайт, чтобы тот делал тота и тота». Какой сайт? Зачем? А почему нельзя начать продавать без сайта, чтобы вообще понять есть там бизнес или нет? На эти вопросы отвечает Бизнес модель. Как её составить и визуализировать попробуем разобраться ниже.
Как превратить идею в бизнес?
Опыт показывает, что сначала люди кидаются в новые идеи без всяких вопросов. Если проект выживает – хорошо. Но большинство заканчиваются тем, что потрачено время и деньги впустую. Со временем начинающий предприниматель начинает понимать, что перед тем как вписываться в проект нужно сначала что-то посчитать, что-то пописать, что-то по тестировать.
Схема разработки Бизнес модели проекта
У меня есть своя очерёдность работы с этой таблицей, но если вы лучше представляете какие-то другие блоки, то можно начинать с них.
- Ключевые виды деятельности, – процессы основной и обеспечивающей деятельности? Цепочка создания ценности – т.е. это то, что вы будите делать, в каком сегменте будет ваш проект: торговля сувенирами, производство труб, online проект по фитнесу.
- Ценностное предложение, – как клиент будет использовать мой продукт/услугу? За что он будет готов мне платить? – ответ на вопрос «В чём смысл вашего продукта/услуги?», «Для чего человеку платить за ваш продукт?», «Какую проблемы клиента вы предлагаете решить?»
- Потребительский сегмент, – КТО МОЙ КЛИЕНТ? – Не мужчины и женщины от 18 до 65 лет, а КТО ОН? Эта самая большая боль на старте любого Стартапа. Предприниматель не знает как формализовать ответ на этот вопрос.
- Каналы сбыта, – цепочка создания ценности, связанная со сбытом – Как вы будете продавать ваш продукт/услугу? Offline/Online? Сайт/Социальные сети/Email-рассылка/Телефонные обзвон/ Ходить по квартирам и продавать.
- Взаимоотношения с клиентами, – как выстраивать отношения с клиентом на всех этапах их жизненного цикла? – Как общаться с клиентами. Как возвращать ваших клиентов. Как сделать так, чтобы клиент от вас не ушёл. Какая система скидок и мотивация.
- Ключевые ресурсы, –какие ваши ключевые ресурсы? Какой их жизненный цикл? Вклад ресурса в наше ценностное предложение – Ответ на вопрос «За счет чего вы будите реализовывать ваш проект?», «Какие компетенции есть в вас?», «Какие компетенции вам ещё нужны для реализации проекта?».
- Ключевые партнёры/участники, – какие ваши ключевые партнёры? Какой их продукт/услуга? Какой их вклад в ценностное предложение? Какую ценность они получают от меня? – Это будет вытекать из п. 6 «Ключевые ресурсы».
- Структура издержек, — центры и виды затрат. Финансовая модель. – Где? На что? И сколько вам нужно потратить для запуска и поддержания операционной деятельности.
- Поток доходов, — центры и виды выручки – На чём вы будите зарабатывать от проекта? Виды доходной деятельности?
Пример: Реклама всякой хрени в аккаунте Instagram.
Ответ на эти вопросы в виде схемы даст вам понимание, с каких задач начать реализацию вашего проект, даст возможность структурировать вашу головоломку.
Исследование ниши. SWOT-анализ
Перед тем как серьезно инвестировать деньги и время в проект хорошо бы понимать кто ваши конкуренты, какие риски бизнеса есть, какие у вас сильные стороны и т.д. Все это называется SWOT-анализ. Подход известный, но не много людей этим занимается. А зря. Может быть, риски вас и не остановят и это хорошо. Главное горящие глаза. Но понимать ваши сильные и слабые стороны это важно. Сильные стороны вы сможете сделать ещё сильнее, а со слабыми будете работать особенно внимательно.
Разработка целей проекта. Постановка целей и задач
Цель – это представление о желаемом результате
Ставить цели так же крайне важно. Они должны быть:
- Конкретными – Specific
- Измеримыми – Measurable
- Достижимыми – Attainable
- Актуальными – Relevant
- Ограниченными во времени – Time-bound
И все это SMART модель постановки цели. Об этом мы уже говорили здесь.
На этом шаге важно поставить правильные цели. Возможно, у вас не получится сделать это сразу, тогда походите пару дней, подумайте. Это стратегический момент, поэтому спешить не нужно.
Разработка дорожной карты — Road map
Что такое road map для вашего проекта? – это пошаговый план ваших действий. Сходи туда, сделай то, узнай это. Важно, чтобы эти задачи так же были ограничены во времени. А для задач, которые нужно делать постоянно важно постоянство. Так же как вы чистите зубы каждый день, нужно выполнять каждый день рутинные задачи по вашему проекту.
В чем отличие Road map от разработки целей, о которых мы говорили выше?
Road map – это описание того что нужно сделать по поставленным целям. Те шаги, которые нужно сделать для реализации ваших целей.
Разжёвывать дальше эту тему нет смысла. Мне кажется и так все понятно. Главное начать.
Всем удачи в ваших начинаниях.