Добрый день, коллеги. Ранее была статья по поводу сложных заказчиков. Данная темя является её продолжением. А именно, как презентовать свой проект такому заказчику и не остаться плохим исполнителем.
В чём БОЛЬ при реализации и сдачи проекта сложному заказчику?
Обычная практика веб-студии делать разбивку этапов работ по проекту. Если крупными частями то это:
- ТЗ и прототипирование
- Дизайн интернет проекта
- Вёрстка
- Программирование
Эти этапы оплачиваются отдельно в рамках одного договора на проведение работ. Здесь всё должно быть понятно. Частая ситуация, когда заказчик активно участвует на всех этапах проекта. Это и понятно. Деньги то платит заказчик.
Что происходит дальше на каждом этапе работ?
На этапе прототипирование Заказчик путает работы, которые делаются в части дизайна. Соответственно, ему не нравятся блоки, квадратики, черно-белый цвет в прототипах. Конечно, опытный подрядчик пытается прояснить ситуацию. И тут могут возникать ожесточенные стопы из-за того, что Исполнитель-Заказчик говорят на разных языках.
Решение: Вариантов может быть много. 1. Договориться с заказчиком о том, что они будут предоставлять агрегированную обратную связь. 2. Отчитываться перед лицом, принимающим решения у заказчика. 3. Объединить этапы прототипирование и дизайн в один, если это возможно и т.д. Дело фантазии, какие варианты могут быть и большого опыта, чтобы предвидеть такую ситуацию заранее.
- На этапе дизайна заказчик не понимает, какая будет анимация, как будут двигаться блоки, как будет происходить работа с backend, какие элементы можно будет редактировать какие нет и т.д.
Решение: Много думать. Искать варианты. Принцип не меняется.
В случае если компания большая, владелец бизнеса на прямую не участвует в работе над проектом. После его завершения идет этап презентации выполненных работ. Скорее всего, это делает сотрудник, отвечающий за проект. Самое важное в такой презентации – избежать демагогии.
Как избежать демагогии во время презентации проекта?
- Подготовка
Заранее попросить руководителей бизнеса посмотреть проект, пощёлкать по страницам нового сайта и написать свои замечания в электронном виде на Email. Это даст вам возможность понять, что именно не нравится в проекте. Какие замечания написаны импульсивно. Утверждения из разряда: «Так было бы лучше…» и «Здесь вообще всё ни так…». Ну и т.д.
Основное, что вы получите при таком подходе – это время. Время на подумать, как ответить, какие узкие места и как их обыграть во время презентации. Ну и потом не всегда, в моменте, успеваешь сориентироваться, что ответить.
Хорошая мысля – приходит опосля
- Классификация
Когда вы будите обладать обратной связью все данные нужно классифицировать. Я разделяю все на три больших категории:
- Проблемы в Концепции – расположение блоков. Функциональность элементов. Взаимодействие с backend и т.д.
- Проблемы в Дизайне – Шрифты. Цвета. Анимация. Не соответствие корпоративному стилю. Картинки. Баннера и т.д.
- Проблема в Контенте – Плохой текст. Плохо представлен на сайте. Не соответствует идеи проекта и т.д.
Вы уже можете прийти на встречу с такой табличкой. А во время презентации договориться с самого начала: «Коллеги, большая просьба, если есть что-то, что не соответствует вашим первым ожиданиям, задайте вопрос. Я постараюсь на него ответить, почему было принято именно такое решение. В случае, если будут высказываться просто своё ФИ, мы рискуем зацепиться за какую-то делать и общее впечатление будет сильно смазано.» — тут вопрос того, как вы это обыграете уже.
Важно: Замечание от Заказчика должно начинаться с Вопроса. Лучше договориться, чтобы вопрос начинался со слова «Почему…?»
Если заказчик начинает обсуждение проекта со слов: «Мне кажется…? Я считаю… Так будет лучше…» и т.д., то велика вероятность, что разговор потечет не в то русло. Если замечание выражено в виде вопроса, то вам будет что сказать. А так это будет просто констатация факта о том, что все плохо. Общее впечатление может сильно смазаться.
Обычно, я предлагаю такую схему для подготовки к презентации. Не поленитесь. Подготовка к презентации проекта является определением вашего профессионализма.
Чек лист: Где проблема?
Скачать шаблон Чек-лист.doc