Блок 4 — Работа-не-работа с проектом-не проектом или Потерпевшие кораблекрушения

Блок 4 — Работа-не-работа с проектом-не проектом или Потерпевшие кораблекрушения

Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушения»

Время 40 мин.

Цель игры: изучить процесс выработки и принятия решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Порядок проведения.

  1. Ознакомить всех участников с условиями игры
  2. Каждому игроку самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (цифра 1 — у самого важного для вас предмета, цифра 2 — у второго по значению, цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе дискуссии между участниками запрещены
  3. Разбить группу на подгруппы по 6 человек. Один участник из каждой подгруппы должен быть экспертом. Можно предложить каждой подгруппе составить общее для группы ранжиро­вание предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности).  На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметить среднее время выпол­нения задания в каждой подгруппе.
  4. Оценить результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:

а) выслушать мнение экспертов о ходе Дискуссии и о том, как принималось групповое решение, каковы были первоначаль­ные версии, веские доводы, аргументы и т. д;

б) зачитать «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО; сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, присвоенным ему индиви­дуально каждым участником, группой, и номером, присвоенным этому предмету экспертами; сложить абсолютные значения этих разностей для всех предметов; если сумма больше 30, то участ­ник или подгруппа « утонули».

в) сравнить результаты группового и индивидуального реше­ния; определить, явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных людей.

Комментарии к проведению игры:

  • это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения;
  • в группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у решающих в одиночку;
  • решение проблем в условиях группы обычно занимает боль­ше времени, чем решение тех же проблем отдельным индиви­дом;
  • решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные реше­ния;
  • индивид, обладающий особыми умениями (способностя­ми, знаниями, информацией), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.

История игры:

Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но при­мерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от бли­жайшей земли.

Далее приводится список из 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы рас­полагаете прочном надувным плотом с вёслами, достаточно боль­шим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные пред­меты. Имущество оставшихся живых людей — это несколько коробков спичек и пять однодолларовых ку­пюр.

  1. Сектант.
  2. Зеркало для бритья.
  3. Канистра с 25 литрами воды.
  4. Противомоскитная сетка.
  5. Одна коробка с армейским рационом.
  6. Карта Тихого океана.
  7. Надувная плавательная подушка.
  8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
  9. Маленький транзисторный радиоприемник.
  10. Репеллент, отпугивающий акул.
  11. Два квадратных метра непрозрачной пленки.
  12. Один литр рома крепостью 80 %.
  13. 450 метров нейлонового каната.
  14. Две коробки шоколада;
  15. Рыболовная снасть.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

Уцелевшие предметы Личное ранжирование Ранжирование в группе Разница между личным ранжированием и ранжированием в группе

(между цифрами 2 и 3 столбца)

Ранжирование экспертов
1 2 3 4 5
Сектант –инструмент для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения координат судна
Зеркало для бритья
Канистра с 25 литрами воды
Противомоскитная сетка
Одна коробка с армейским рационом
Карта Тихого океана
Надувная плавательная подушка
Канистра с 10 литрами горючей смеси
Маленький транзисторный радиоприемник
Средство, отпугивающее акул
Два квадратных метра непрозрачной пленки
Один литр рома крепостью 80%
450 метров нейлонового каната
Две коробки шоколада
Рыболовная снасть

Экспертная оценка ситуации:

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, явля­ются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значе­ние: если даже маленький спасательный плот и в состоянии до­стичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следо­вательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасате­лям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Информация, которая приводится далее, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

  1. Зеркало для бритья — для сигнализации воздушным и морским спасателям.
  2. Канистра с нефтегазовой смесью — для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.
  3. Канистра с водой — для утоления жажды.
  4. Коробка с армейским рационом — обеспечит основную пищу.
  5. Непрозрачная пленка — для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
  6. Коробка шоколада— резервный запас пищи.
  7. Рыболовная снасть — оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.
  8. Нейлоновый канат — для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
  9. Плавательная подушка — спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
  10. Репеллент, отпугивающий акул— назначение очевидно.
  11. Ром крепостью 80 % — содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вы­звать обезвоживание.
  12. Радиоприемник — имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
  13. Карта Тихого океана — бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
  14. Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.
  15. Сектант — без таблиц и хронометра относительно бесполезен.

Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шан­сов быть обнаруженными и спасенными» К тому же в большин­стве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.

P.S. ссылка на источник

/Обсуждение результатов. Сравнение что было до, что стало после семинара. /

Время 20 мин.

Подведение итогов работы

/Вопросы-пожелания? Полезность. /

КОНЕЦ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Leave a Comment.