Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушения»
Время 40 мин.
Цель игры: изучить процесс выработки и принятия решения в ходе общения и групповой дискуссии.
Порядок проведения.
- Ознакомить всех участников с условиями игры
- Каждому игроку самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания (цифра 1 — у самого важного для вас предмета, цифра 2 — у второго по значению, цифра 15 будет соответствовать наименее полезному предмету). На этом этапе дискуссии между участниками запрещены
- Разбить группу на подгруппы по 6 человек. Один участник из каждой подгруппы должен быть экспертом. Можно предложить каждой подгруппе составить общее для группы ранжирование предметов по степени их важности (так же, как они это сделали по отдельности). На этом этапе допускается дискуссия по поводу выработки решения. Отметить среднее время выполнения задания в каждой подгруппе.
- Оценить результаты дискуссии в каждой подгруппе. Для этого:
а) выслушать мнение экспертов о ходе Дискуссии и о том, как принималось групповое решение, каковы были первоначальные версии, веские доводы, аргументы и т. д;
б) зачитать «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО; сравнить «правильный» ответ, собственный результат и результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, присвоенным ему индивидуально каждым участником, группой, и номером, присвоенным этому предмету экспертами; сложить абсолютные значения этих разностей для всех предметов; если сумма больше 30, то участник или подгруппа « утонули».
в) сравнить результаты группового и индивидуального решения; определить, явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных людей.
Комментарии к проведению игры:
- это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения;
- в группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у решающих в одиночку;
- решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом;
- решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения;
- индивид, обладающий особыми умениями (способностями, знаниями, информацией), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку группового решения.
История игры:
Представьте себе, что вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.
Далее приводится список из 15 предметов, которые остались целыми после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочном надувным плотом с вёслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы. Имущество оставшихся живых людей — это несколько коробков спичек и пять однодолларовых купюр.
- Сектант.
- Зеркало для бритья.
- Канистра с 25 литрами воды.
- Противомоскитная сетка.
- Одна коробка с армейским рационом.
- Карта Тихого океана.
- Надувная плавательная подушка.
- Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
- Маленький транзисторный радиоприемник.
- Репеллент, отпугивающий акул.
- Два квадратных метра непрозрачной пленки.
- Один литр рома крепостью 80 %.
- 450 метров нейлонового каната.
- Две коробки шоколада;
- Рыболовная снасть.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»
Уцелевшие предметы | Личное ранжирование | Ранжирование в группе | Разница между личным ранжированием и ранжированием в группе
(между цифрами 2 и 3 столбца) |
Ранжирование экспертов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сектант –инструмент для измерения высоты светила над горизонтом с целью определения координат судна | ||||
Зеркало для бритья | ||||
Канистра с 25 литрами воды | ||||
Противомоскитная сетка | ||||
Одна коробка с армейским рационом | ||||
Карта Тихого океана | ||||
Надувная плавательная подушка | ||||
Канистра с 10 литрами горючей смеси | ||||
Маленький транзисторный радиоприемник | ||||
Средство, отпугивающее акул | ||||
Два квадратных метра непрозрачной пленки | ||||
Один литр рома крепостью 80% | ||||
450 метров нейлонового каната | ||||
Две коробки шоколада | ||||
Рыболовная снасть |
Экспертная оценка ситуации:
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем заласти достаточное количество воды или пищи для жизни в течение этого периода. Следовательно, самым важным для вас являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Информация, которая приводится далее, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
- Зеркало для бритья — для сигнализации воздушным и морским спасателям.
- Канистра с нефтегазовой смесью — для сигнализации. Может быть зажжена банкнотой и спичкой. Будет плыть по воде, привлекая внимание.
- Канистра с водой — для утоления жажды.
- Коробка с армейским рационом — обеспечит основную пищу.
- Непрозрачная пленка — для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
- Коробка шоколада— резервный запас пищи.
- Рыболовная снасть — оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица» в руках лучше «журавля» в небе. Нет уверенности в том, что вы поймаете рыбу.
- Нейлоновый канат — для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.
- Плавательная подушка — спасательное средство на случай, если кто-то упадет за борт.
- Репеллент, отпугивающий акул— назначение очевидно.
- Ром крепостью 80 % — содержит достаточно алкоголя для использования в качестве антисептика; в других случаях имеет малую ценность, поскольку его употребление может вызвать обезвоживание.
- Радиоприемник — имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
- Карта Тихого океана — бесполезна без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
- Противомоскитная сетка — в Тихом океане нет москитов.
- Сектант — без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Основная причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержки жизни (пищей и водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными» К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды.
P.S. ссылка на источник
/Обсуждение результатов. Сравнение что было до, что стало после семинара. /
Время 20 мин.
Подведение итогов работы
/Вопросы-пожелания? Полезность. /
…