Опыт – это то, что получаешь, не получив того, чего хотел
by Shnobell
Маркетинг – комплекс мероприятий, основная суть которых в увеличении прибыли компании за счет использования различных методик привлечения/удержания клиентов.
Цель любого бизнеса – это получение прибыли за счет предоставления заказчику товаров или услуг. Другого не дано.
Все разговоры на тему того, что у компании другие ценности, они существуют не для зарабатывания денег – обман и профанация. В разработку миссии, цели компании, ценностей действительно вкладываются огромные деньги. В первую очередь для того чтобы цели и ценности сотрудников совпадали с тем что нужно бизнесу. А бизнесу нужен профессиональный сотрудник с высокой эффективность и низкой стоимостью. Есть такой термин «Человек компании». Поэтому лояльность, корпоративная культура, социальные пакеты и т.д. – это всего лишь верхнеуровневые инструменты маркетинга. И развитие этих направлений всего лишь следствие того, что бизнесу нужно получать доход.
Связь доходов бизнеса и маркетинга. Так ли это?
Всегда ли бизнес получает доход от действий маркетологов? В идеальной картине мира да, но на практике может происходить так, что маркетинг стоит где-то рядом. А сам бизнес получает доходы от другой деятельности. В пример можно взять высококонкурентрый сегмент «Бытовая техника и электроника». Идёт большая война маркетологов, сео специалистов, директологов за позиции в выдаче и целевой трафик. Но если задуматься в данном сегменте низкам маржинальность товаров. Около 1-2,5% в среднем по рынку. Исключение составляет тот вариант, когда вы продаёте свой бренд. История о качестве этого бренда – уже тема отдельной статьи 🙂 Т.е. с продажи стиральной машины целой 25 т.р. бизнес получает от 250 до 625 р. Из этих денег вычитаем все расходы на зарплатный фонд, все расходы на маркетинг и т.д.
Что остаётся? – Бублик.
Так за счет чего выживает бизнес по розничной продажи бытовой техники и электроники и подобные сегменты рынка? За счет проданных объемом, т.е. бизнес, живет на оборотах и инвестициях. Сама продажа товаров дохода не приносит. В этом и заключается большой обман маркетолога. Представьте, сидит неплохой сеошник, спец. по контекстной рекламе, а то и вовсе целый штат сотрудников. Бьются за каждую копейку. Web-аналитики строят прогнозы. Все оптимизируют всё. И для чего? Будучи в такой ситуации и не понимая полной картины, задаёшь себе вопрос: «А может я плохо специалист?». Печально это всё, печально!
Примеров уж очень много: Белый ветер был такой интернет-магазин, Сотмаркет, если кто помнит. Был классный маркетинг и ИТ в компании, но закрылись. Почему? Не смогли отдавать долги поставщикам и обеспечивать оплату услуг сотрудникам за счет того, что фактического дохода не было, а жили на оборотах. Сетевые магазины живы, на мой взгляд, за счет больших инвестиций в них (Примеры: Мвидео, Юлмарт, Эльдорадо), но принцип работы у них тот же. Деньги вытаскивают из оборота, а не из дохода от прямой деятельности. Это не отменяет того, что да, у них классный маркетинг, но в целом – это одна большая ширма. Хотя каждый зарабатывает, как может. Всех хочется кушать!
При чём здесь опыт?
Если смотреть на всю эту картину с точки зрения конечного специалиста, то важно отдавать себе отчет о полной картине происходящего и вашей роли в этом деле. Не нужно себя обманывать. Конечно, можно набраться опыту к своей профессии и дальше зарабатывать, как специалисту, все больше и больше. Все так и делают. Но выбор, в какой компании работать в конечном итоге за вами. Хотите ли Вы работать в компании, которая вас обманывает? Вперёд.
На рынке есть ритеил, которые существуют от прибыли с продаж. Обычно это маленькие и средние интернет-магазины. На мой взгляд, в таких компаниях работать приятнее, т.к. ваша деятельность, как маркетолога, направлена на получение выгоды и сама работа не бессмысленна. Ведь в конечном итоге все приходят к вопросам о смыслах 🙂 🙂 🙂