Опишем, как всегда, вводные данные, по которым будут идти рассуждения ниже:
- Задача: Разработать и ввести в эксплуатацию Online-проект
- Условия: Подрядчик на аутсорсе. ТЗ готовится на стороне заказчика
- Ограничения: Считаем, что проект делается с нуля. Т.е. привязки в существующей структуре нет
- Выбор CMS: Рассматривается вариант старта работ на CMS Bitrix или разработка «In House» решения
- Подрядчик: Не TOP До TOP 200 рейтинга веб-студий.
Итак,
начинают поступать коммерческие предложения от разных Веб-студий со сроками работы, ценой и условиями от подрядчика. Нужно отдать должное, почти у всех очень качественно оформлено КП, портфолио, описаны причины работы именно с ними и т.д. А дальше начинаем смотреть их цены и декомпозицию по расчету стоимости работ. Медленно начинаем ОФИГЕВАТЬ.
Ещё раз повторюсь: Одно ТЗ. Со всеми дополнительно общались, встречались, уточняли детали и т.д., т.е. не просто закинули ТЗ и ждали «Манны с неба». Первое что хочется сказать даже сводную таблицу собрать тяжело, чтобы понять какие сроки по этапам работ, какие цены, какие внутренние процедуры у веб-студии.
Что видим на сборной таблице по КП на разработку интернет-проекта на аутсорсе?
- Каждый считает, как хочет – Практически никто не может ответить на глобальные вопросы: Сколько будет стоить дизайн? Сколько будет стоить верстка? Сколько будет стоить тестирование? Я понимаю, что все работают по своему, ну в детали не обязательно посвящать. Да это и не нужно. Но сделать КП понятным для того, чтобы владелец бизнеса мог сделать вывод можно же?
- Разброс во времени от 30 дней до 105 дней – Это как вообще? Все супер, но веб-студии, примерно, из одного сегмента выбраны. Не Топы и не совсем молодые компании.
- Разброс цен от 350 000 р. до 1 700 000 р. – ЭММММ.
Профессионалы и мастера отрасли могут сказать: «Да, так может быть. Есть много нюансов. Вы не понимаете. А вот там, собирается тестовая группа на разработку интерфейсов… Бла… Бла…».
Я вижу, что подрядчику:
а. Не интересно заниматься проектом – непонятно как выживают такие веб-студии
b. Вы не его целевые клиенты — те кто прислал КП за 1 млн. ну явно не сопоставляют желаемое и действительное. А если и сопоставляют, почему не сказать: «С такими проектами не работаем»? Дешевле для всех будет.
с. Низкий уровень компетенций менеджера проекта – и такое может быть. Это уже проблема самой веб-студии. Просто, разница в цене в 3,5 раза на работы это уже не погрешность.
А теперь представим, что такие результаты сводной таблицы нужно принести вашему боссу для принятия решения. Как он из такого разности цифр может выбрать? Выбрать самых дорогих? – дорого и нереально. Выбрать самых дешёвых? – Много рисков. Правило золотой середины? 🙂
Почему веб-студия не слышит клиента?
- Потенциальный исполнитель не оценил проблему, которую нужно решить заказчику. От сюда возникают необоснованно большие цифры.
Сам пошёл – сам посчитал – а того кто платит деньги спросить забыл
- Каждый тянет одеяло на себя –
Одна веб-студия говорит, давайте делать на Java, PHP – отсталый язык. Другая: «Ваше спасение Bitrix. Только так. Всё остальное не пойдет.». Третьи: «Нет Bitrix не вариант, Java дорого. Давайте на…»
Люди, менеджеры, продажники ну вы чего? Вас позвали решить проблему. Так предложите решение. А вы рассказываете кто плохой/кто хороший.
- Стена непонимания – Они в КП пишут что все ТЗ будет новое и за него нужно платить ещё. Другие говорят, что ТЗ подробное и нам хватит. Но проблема то та же: Вы у клиента выясните, почему он решил так делать? Что ему нужно? Какие есть варианты?
Выводы:
Проблемы не только в заказчиках. Обычно, все винят заказчика. Есть множество материалов на тему: «Как работать со сложным заказчиком?». Но нет ни одного на тему: «Меньше говори, больше случай» в данной тематике. Когда заказываешь работу на аутсорсе, уже ни раз сталкивался, что приходят люди и смотрят «свысока» на вас. Типо, вы позвали профессионалов, сами ничего не умеете и не можете, дайте вагон денег и мы все, так уж и быть, сделаем. Странно.
Мой подход – «Начинаем с уважения». По умолчанию действует презумпция не виновности.
Всем удачи в их начинаниях.