Какое ТЗ внешнему подрядчику необходимо и достаточно для правильной оценки стоимости проекта?

Введение: Крик души

Документага… Содержащий требования заказчика – я(заказчик) деньги плачу, ещё и знать что я хочу должен… Определяющие условия и порядок – я(заказчик) деньги плачу, а мне ещё и условия ставят… Для обеспечения нужд – мне только сайт нужен, а вы мне про какие-то нужны впариваете…

Как часто Вы, как разработчик сайта или какого-то интернет решения, сталкивались со словами от заказчика: «Да там делать то нечего. Правок вообще нет почти» или «Да там, просто фильтр в категории активным сделать и всё. Это же быстро, да?» и т.д. На этом многие попадаются. Причем, как исполнитель, так и сам заказчик.

До сих пор, часто встречается, что заказчик не понимает для чего нужно писать (хоть какое-то) техническое задание. Ему же и так всё понятно… Так же часто встречается, что веб-студия, при выставлении Ком.пред. не указывает стоимость работ по разработке ТЗ.

*ТЗ  — техническое задание; *КП — коммерческое предложение

Что такое ТЗ для сайта

Почему в КП не указана цена разработки ТЗ по проекту?

Ситуаций может быть несколько. Либо заказчик настоял, чтобы этой цены не было в КП 🙂 Либо исполнитель умолчал эту стоимость и «размазал» её по всему остальному счету. Но важно понимать, что от сущности ТЗ никто ещё не убегал. Если его нет, то с обеих сторон возможно разведение демагогии при сдаче работы.

Заказчик:

  • Я не то имел ввиду
  • Вы меня не правильно поняли, давайте переделывайте
  • А ещё пару вариантов дизайна предложите нам на рассмотрение

Подрядчик (исполнитель):

  • Мы об этом не договаривались
  • Сделали, как обсуждали
  • Такого нет не у кого. Вы вообще первый и это вам точно нужно…

Один вопрос – ОНО ВАС ВСЁ НАДО?

Итог: Сроки просраны. Отношения испорчены. Деньги потрачены и освоены.

Результат: Проект не сдан в должном качестве.

Потратьте вы время. Выставите подрядчику свои требования к проекту. Дайте время подрядчику, пусть он оформит ваши требования на «своём языке» для работы. Всем жить проще будет.

В общем, это одна крайность. Когда ТЗ вообще нет или все обговорено на словах. Последние годы вижу, что коллеги, все таки приходят к схеме написания ТЗ. Возникает другая крайность. Когда ТЗ от заказчика написано в таком объёме, что только прочтение этого ТЗ само по себе является работой. 🙂 Вопрос: — Зачем? Для кого вы эти сочинения пишите? Может быть, логика такая: «Мы написали ВООБЩЕ всё. А вы разбирайтесь. Если что, вы дураки.» Но задача то, сделать и запустить проект… Хотя не всегда это так. Я про идеальный мир.

Слишком большое техническое задание. Зачем эта писанина?

Встречаются компании, в которых есть свой отдел разработки и проект связан с интеграцией каких-то внутренних систем с сайтом. Вот здесь то ребята и отрываются… Заказчик думает, что экономит, когда просит своего разработчика подготовить ТЗ. Но в расчет не берется, что человек не обладает полным понимание и знанием всех частей проекта. А свою часть он честно и в полном объеме описывает. Вопрос: Для чего? Наверно, нужно понять вообще для чего это ТЗ и кто его оценивать будет?

В общем, перед тем как писать огромные сочинения, я бы задал вопрос писателю:

  • Для кого пишется данные ТЗ?
  • Какие требования у них по написанию ТЗ?
  • Что именно необходимо данной компании видеть в ТЗ?

Человеческое общение никто не отменял, даже если вы работаете по строгому процессу. Ну пообщайтесь вы с людьми 15 минут., сэкономите себе пару недель, а то и месяцев. Иначе, вы рискуете поставить исполнителя в ситуацию как на картинке выше.

Вывод: «Как подготовить хорошее ТЗ для работ?»

Учитесь общаться в первую очередь. Думайте на шаг, два… вперёд. Это будет экономить вам много времени. Это же и определяет ваш опыт в работе. Ведь двигатель прогресса – это ЛЕНЬ. Будьте ленивы и будет вам счастье.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Leave a Comment.