Введение: Крик души
Документ – ага… Содержащий требования заказчика – я(заказчик) деньги плачу, ещё и знать что я хочу должен… Определяющие условия и порядок – я(заказчик) деньги плачу, а мне ещё и условия ставят… Для обеспечения нужд – мне только сайт нужен, а вы мне про какие-то нужны впариваете…
Как часто Вы, как разработчик сайта или какого-то интернет решения, сталкивались со словами от заказчика: «Да там делать то нечего. Правок вообще нет почти» или «Да там, просто фильтр в категории активным сделать и всё. Это же быстро, да?» и т.д. На этом многие попадаются. Причем, как исполнитель, так и сам заказчик.
До сих пор, часто встречается, что заказчик не понимает для чего нужно писать (хоть какое-то) техническое задание. Ему же и так всё понятно… Так же часто встречается, что веб-студия, при выставлении Ком.пред. не указывает стоимость работ по разработке ТЗ.
*ТЗ — техническое задание; *КП — коммерческое предложение
Почему в КП не указана цена разработки ТЗ по проекту?
Ситуаций может быть несколько. Либо заказчик настоял, чтобы этой цены не было в КП 🙂 Либо исполнитель умолчал эту стоимость и «размазал» её по всему остальному счету. Но важно понимать, что от сущности ТЗ никто ещё не убегал. Если его нет, то с обеих сторон возможно разведение демагогии при сдаче работы.
Заказчик:
- Я не то имел ввиду
- Вы меня не правильно поняли, давайте переделывайте
- А ещё пару вариантов дизайна предложите нам на рассмотрение
- …
Подрядчик (исполнитель):
- Мы об этом не договаривались
- Сделали, как обсуждали
- Такого нет не у кого. Вы вообще первый и это вам точно нужно…
Один вопрос – ОНО ВАС ВСЁ НАДО?
Итог: Сроки просраны. Отношения испорчены. Деньги потрачены и освоены.
Результат: Проект не сдан в должном качестве.
Потратьте вы время. Выставите подрядчику свои требования к проекту. Дайте время подрядчику, пусть он оформит ваши требования на «своём языке» для работы. Всем жить проще будет.
В общем, это одна крайность. Когда ТЗ вообще нет или все обговорено на словах. Последние годы вижу, что коллеги, все таки приходят к схеме написания ТЗ. Возникает другая крайность. Когда ТЗ от заказчика написано в таком объёме, что только прочтение этого ТЗ само по себе является работой. 🙂 Вопрос: — Зачем? Для кого вы эти сочинения пишите? Может быть, логика такая: «Мы написали ВООБЩЕ всё. А вы разбирайтесь. Если что, вы дураки.» Но задача то, сделать и запустить проект… Хотя не всегда это так. Я про идеальный мир.
Слишком большое техническое задание. Зачем эта писанина?
Встречаются компании, в которых есть свой отдел разработки и проект связан с интеграцией каких-то внутренних систем с сайтом. Вот здесь то ребята и отрываются… Заказчик думает, что экономит, когда просит своего разработчика подготовить ТЗ. Но в расчет не берется, что человек не обладает полным понимание и знанием всех частей проекта. А свою часть он честно и в полном объеме описывает. Вопрос: Для чего? Наверно, нужно понять вообще для чего это ТЗ и кто его оценивать будет?
В общем, перед тем как писать огромные сочинения, я бы задал вопрос писателю:
- Для кого пишется данные ТЗ?
- Какие требования у них по написанию ТЗ?
- Что именно необходимо данной компании видеть в ТЗ?
- …
Человеческое общение никто не отменял, даже если вы работаете по строгому процессу. Ну пообщайтесь вы с людьми 15 минут., сэкономите себе пару недель, а то и месяцев. Иначе, вы рискуете поставить исполнителя в ситуацию как на картинке выше.
Вывод: «Как подготовить хорошее ТЗ для работ?»
Учитесь общаться в первую очередь. Думайте на шаг, два… вперёд. Это будет экономить вам много времени. Это же и определяет ваш опыт в работе. Ведь двигатель прогресса – это ЛЕНЬ. Будьте ленивы и будет вам счастье.